Первый государственный. Днепровский национальный академический украинский музыкально-драматический театр им. Шевченко

 

История - это такая наука, которая сама не раскрывается, пишет dnepr-trend. Надо иметь в ней заинтересованность и приложить определенные усилия, чтобы заглянуть в прошлое. А между тем, весь мир, в котором мы живем, имеет свою историю, и эта древняя наука становится мудрым учителем для тех, кто ее изучает.

Кто в Днепре не знает Днепровский национальный академический украинский музыкально-драматический театр им. Шевченко?

Даже равнодушные к театральному искусству бывали в нем хоть раз, потому что в школьные годы приводили и приводят сюда старшеклассников посмотреть спектакли классиков украинской литературы, которых изучают в школе.

 Два года назад, а именно в 2018 году исполнилось 100 лет театру, и к юбилею о нем много писали, снимали телевизионные программы, награждали и хвалили. Праздник прошел, но у театра будто открылось второе дыхание!

Сто лет на сцене

Место рождения театра - город Киев, 1918 год. Театр создан правительством гетмана Павла Скоропадского. В 1919 году в марте месяце театр был национализирован и получил название Первый Государственный драматический театр УССР им. Т.Г.Шевченко. Работали тогда в театре известные ныне фигуры в литературе и искусстве: Лесь Курбас, украинский режиссер, драматург, актер, теоретик театра; А. Загаров, театральный режиссер, актер; А. Петрицкий, сценограф, театральный художник. А заведовал литературной частью Павел Тычина, известный украинский поэт, переводчик, публицист.

На сцену выходили выдающиеся мастера И. Заднепровский, И. Марьяненко, Л. Сердюк, А. Бучма. На ведущих ролях была занята Наталья Ужвий. Театр стал центром национальной культуры, духовности. На сцене играли  произведения Тараса Шевченко, Леси Украинки, мировых классиков. В 1920 году Лесь Курбас поставил судьбоносный  спектакль «Гайдамаки».

Свою новую прописку в Днепропетровске театр получил в 1927 году, в английском клубе, основанном еще в ХVIII веке. Впервые театр выступал на этой сцене во время гастролей в 1921 году, со спектаклем «Гайдамаки».

Начало днепропетровского периода было плодотворным на спектакли. За два года театр показал тридцать семь спектаклей.В последующие годы со сцены не сходила драматургия украинских авторов, плеяду корифеев меняли молодые, талантливые актеры и режиссеры. Театр жил и развивался, неся через столетие искусство людям.

Реконструкция здания

В 1979 году театр реконструировали. Проект реконструкции принадлежит архитекторам Е.Яшунскому и В. Халявскому. Скульптор Ю. Павлов создал барельефы на фасаде, художник О.Бородай расписал стены в фойе национальной росписью. Проект полностью реализовали днепропетровские авторы.

Театр сегодня

В истории театра были спады и подъемы, как и в жизни общества. Кто-то из старшего поколения помнит аншлаги и очереди за билетами, звездных актеров, на которых ходили зрители, рьяных сторонников, которые гонялись за автографами.

Сейчас другие времена, другой зритель, но театр живет, молодеет, развивается и активно реагирует на требования времени.

Статус национального

Старейший украинский театр, первый государственный! А статус Национального получил только через 100 лет!

Директор и художественный руководитель театра, заслуженная артистка Украины Оксана Петровская вспоминает, что это было для нее вопросом приоритетным - чтобы театр получил этот статус. 

В течение многих лет украинский театр был на втором месте. Русский, оперный, молодежный - да. А украинская драма была всегда позади, потом ... Был даже период, когда театру рекомендовали брать русский репертуар и русскоязычные представления. Директор говорит, что ей было это всегда больно, обидно за родной театр, который имеет талантливый творческий коллектив и большой творческий потенциал.

Поэтому, когда четыре года назад выиграла конкурс, представив жюри программу восстановления театра, взялась реализовывать свою мечту. Прежде всего необходимо было сделать ремонт, потому что крыша протекала, все внутреннее убранство было старое и изношенное. Для нее театр всегда был храмом, а храм должен выглядеть соответственно. Сцену, зал, фойе привели в порядок, поменяли мебель, театральное убранство (кулисы, шторы) и дошли до кровли. Затем почистили «авгиевы конюшни», так как все подвалы, подсобные помещения были забиты старым хламом. А обновление должно было состояться во всем - так считала новая директор. Далее обновили фасад.

Сейчас можно кратко проговорить этот путь, но при недостатке средств, поисков дополнительного финансирования и еще многих преград, в реализацию этого проекта мало кто верил, кроме самой О. Петровской. Сейчас театр сияет. Замечательное внутреннее убранство создает ощущение праздника уже при входе в помещение. Оркестр в фойе перед спектаклями, работники в украинских костюмах, обновленный зимний сад, уютные уголки под скульптурами художественных муз, праздничный зрительный зал, строгий Т. Шевченко, что смотрит со своего пьедестала на гостей ... Это действительно храм украинского искусства.

Когда в храме порядок, то дышится легче. В творческого коллектива тоже открылось второе дыхание.

Амбициозная мечта - вывести театр на тот уровень, который он заслуживает, реально воплотилась 17 декабря 2018 года.  К столетнему юбилею театр получил статус национального.

Гастроли

Гастрольные поездки в наше время, да еще при нынешнем финансировании - удовольствие не из дешевых. Но театр должны знать не только в своем регионе. Поэтому О.Петровская организовала гастрольные поездки по Украине.

В гастрольном туре была и Западная Украина. Там их увидели поляки, и пригласили приехать к ним с представлениями. Впервые театр выехал за границу. Поездка была успешной, зрители воспринимали спектакли тепло. В Польше их увидели чехи и гастроли продолжились в Чехии. 

Таким образом шевченковцы «освоили» ближние границы. Но фортуна и здесь была склонной к коллективу. В Чехии на спектаклях побывали канадцы и пригласили театр на театральный фестиваль. Гастроли в Канаду совпали со столетием театра.

 Для украинской диаспоры в Канаде это было настоящее открытие, потому что украинскую культуру и искусство там обычно представляли творческие коллективы из Западной Украины, Киева, а из Южной Украины Днепровский театр им. Шевченко был едва ли не первым. Заинтересованность в театре была вызвана еще и тем, что в Канаде внимательно отслеживают события Украины, знают, что наш город стал форпостом, который остановил русское наступление, узнали и о том, что театр постоянно бывает на передовой и играет спектакли для наших защитников.

Театр на передовой

Поездки театра на передовую - это особая тема для Оксаны Петровской. В театральном репертуаре появились спектакли-концерты на тему современной войны. Артисты положительно откликнулись на инициативу вывезти эти представления на передовую. Она рассказывает, что многодетные актеры, молодежь без колебаний ехали в центр военных событий. И с тех пор такие мини-гастроли стали традиционными. Одна из поездок запомнилась надолго. Их автобус ночью, на обратном пути попал под обстрел и только чудом никто не пострадал. Утром нашли отверстие от пули в стекле и саму пулю в прошивке автобуса.

Но то тепло, и благодарность, с которой принимают театр наши воины на передовой - это самая дорогая награда, которая  оправдывает риск.

Вызовы времени

Театр с такой историей просто обязан хранить традиции. Но время требует нового видения, новых творческих поисков. И не реагировать на эти вызовы - значит терять зрителя.

Коллектив театра постоянно пополняется новыми актерами. Сегодня на конкурсной основе труппу пополнили  молодые, талантливые актеры драмы с хорошими вокальными данными (ведь театр музыкально-драматический). Замечательную профессиональную балетную труппу, возглавляет балетмейстер, заслуженный деятель  искусств Украины Алексей Коваленко.

Главным режиссером театра несколько лет назад стал Александр Варун, тоже заслуженный деятель искусств Украины. Юрий Бедник, руководитель эстрадно-симфонического оркестра, также имеет звание заслуженного деятеля искусств Украины.

Наряду с молодыми, основу труппы создают признанные мастера сцены, лауреаты различных фестивалей и конкурсов, народные артисты Украины. Михаил Чернявский, Григорий Маслюк, Василий Крачковский, Виктор Гунькин работают в театре давно, играют ведущие роли в спектаклях и любимы зрителями. 

Заслуженные артисты Украины Оксана Петровская, Нелля Николаева, Вилен Головко, Владимир Бережницкий, Ирина Медяник, Наталья Тафи, Валерий Моисеенко, Александр Благодарный - актеры разноплановые, мастерство которых позволяет прожить самые сложные роли.  В труппе также успешно работают ведущие мастера сцены Ольга Радочинская, Вероника Голованева, Галина Самара, Игорь Томилов, Яна Королева, Владимир Бабич, Яков Ткаченко.

В этом и есть сочетание традиций и современности. Опыт и молодость, которые взаимно дополняют театральное мастерство.

Настоящее - это завтрашняя история

Оксана Петровская говорит, что театр сегодня пишет историю, которая останется нашим потомкам. Историю переписывают, кто как хочет. У нас была такая большая пауза в доступе к правде, поэтому мы должны догонять упущенное и уже сегодня писать  правдивую историю для потомков. И театр в этой области играет немалую роль. Дети, которые не хотят сегодня читать книги, смотрят спектакли, особенно классику, и через театр тоже изучают нашу историю и культуру.

В театре работает детская театральная студия «Бусинки» и юные дарования выходят на сцену вместе с профессиональными актерами.

Возможно среди них будущие театральные звезды, которые придут в родной театр уже специалистами.

Корифеи, которые были и держали театр, отстаивали свои проукраинские позиции, покидают этот мир. Недавно ушла из жизни народная артистка Украины Лидия Кушковая. Это целая эпоха в театральном искусстве.

Она была режиссером - постановщиком многих спектаклей, феерической характерной актрисой. Ее творчество продолжается в сценическом воплощении, потому что искусство вне времени.

Где брать кадры

Постоянно театр пополнялся выпускниками Днепровского театрального колледжа. Но его присоединили к культурно-просветительному учреждению. Поэтому вопрос кадров может стать проблемным. Ведь из колледжа принимали восемнадцатилетних и они формировались в традициях театра.

Как будет дальше с обучением в колледже и останется ли тот уровень подготовки выпускников, который был раньше - пока неизвестно.При объединении шла речь о создании художественного вуза в Днепре. Но это дело не одного года.

Репертуар

Премьеры в театре - это всегда праздник не только для зрителей, но и для коллектива. В репертуаре остается много украинской и зарубежной классики, но ставятся  и представления современных авторов.

Среди классики - «Лесная песня», «В катакомбах» Леси Украинки, «Сватанье на Гончаровке» Квитки-Основьяненко, «Сто тысяч» Карпенко-Карого, «Наталка - полтавка» Котляревского. Эти спектакли идут на сцене уже много лет, периодически обновляясь, и остаются востребованными. Потому что новый актерский состав - это уже совсем другой спектакль. 

Спектакли «Скрипач на крыше» по мотивам произведений классика еврейской литературы Шолом-Алейхема,«Пиросмани, или миллион алых роз», по легенде о грузинском художнике Нико Пиросмани, поставленные известным режиссером Владимиром Назаровым, привнесли новую театральную школу и стали в какой-то степени этапными для театра.

Актеры раскрылись в них по-новому.

Популярные спектакли «Безымянная звезда», «Милые детки». Музыкальные спектакли «Сильва», «Марица» для сторонников вокала. Дети любят «Козу-дерезу» и спектакль «Жил - был пес». Репертуар на разные вкусы и разные возрастные категории.

Тематика представлений не является решающей для зрителей. Важна постановка, актерская игра. Немалую роль в успехе играют и декорации, и костюмы. Здесь шевченковцы на высоте. Сегодня с удовольствием ходят на мюзиклы, поэтому театр пополнился красивыми молодыми голосами.

Этот творческий подъем и обновление, которое продолжается уже несколько лет в театре, не прошло незамеченным для зрителей. Они идут в Днепровский национальный академический украинский музыкально - драматический  театр, чтобы получить духовное и эстетическое наслаждение, прикоснуться к прекрасному, остановить  на какое-то мгновение бешеный бег времени, в котором мы живем, и обменяться энергией с актерами, которые творят на сцене искусство.

Сегодня театр придерживается всех требований карантина, заполнение - пол зала, маски обязательны. Но коллектив живет будущим. Репетиции, планы и представления, спектакли ...

Директор и художественный руководитель театра Оксана Петровская говорит, что дорога к ее детской мечте стать актрисой была долгой и нелегкой. На сцену впервые вышла, уже имея внуков. Но она уверена, что возраст не имеет значения, когда ты видишь свою цель. Поэтому у нее еще много амбициозных планов, связанных с родным театром.

Наш город имеет много театров. Некоторые сегодня в упадке, даже на грани закрытия. Здесь нет однозначных причин. А если в такое нелегкое время Украинский театр набирает сил, то это дает большую надежду. Более ста лет на сцене обязывают...

Comments