Творческие мосты между прошлым и настоящим. Угасшие звезды Днепровского Национального академического украинского музыкально-драматического театра им. Шевченко

Театральное искусство - явление при модном ныне определении- «онлайн», сейчас и здесь. Конечно, есть телевидение, которое может записать спектакль и показать на экране. Но тот живой контакт, энергетику артистов, которая фонтанирует со сцены, можно почувствовать только в зрительном зале, пишет dnepr-trend.in.ua

Прошлый век был щедрым на театральные таланты нашего города. Старшее поколение помнит имена неповторимых и незабываемых актеров, ставших легендами. Был период, когда в театры ходили именно на актера, выбирая не спектакли, а отслеживая новые роли любимых кумиров. Прошло не так много времени, а молодежь уже не знает звездных земляков, прославивших в свое время Днепровский Национальный академический украинский театр им. Шевченко. Далее о некоторых из них.

Зинаида Хрукалова

«Наша Зина может все» - так говорили о Зинаиде Хрукаловой. И это была правда. В пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века трудно было найти жителя города, который бы не знал, кто такая Хрукалова.

Ее сценические образы такие разнообразные и яркие, а количество сыгранных ролей просто впечатляет. И это убеждает в том, что актерское амплуа для нее было неограниченным. Она действительно умела все. Донна Анна в «Каменном госте» Леси Украинки, Ванина в «Житейском море» Карпенко-Карого, Стеша в спектакле «Назар Стодоля» по произведению Тараса Шевченко, Василиса в «Трембите» Ю. Милютина ... Это лишь несколько образов в длинном перечне сценических судеб, сыгранных на сцене Днепропетровского украинского музыкально-драматического театра им. Шевченко.

Но есть роли, которые стали знаковыми и для актрисы и для театра. Именно такой была работа в спектакле «Навеки вместе», роль жены Богдана Хмельницкого Анны Золотаренко. Ее монолог до сих пор помнят те, кто имел счастье смотреть этот спектакль: «С дороги, нелюди! Идет жена Богдана! Я не одна, со мною Украина! И вас она во гневе испепелит! ».

У нее был сильный, красивый голос. 

Практически все актеры музыкально-драматического театра в те времена умели петь, танцевать и владеть искусством слова. Хрукалова была влюблена в свою профессию и отдавала ей все свое время, оттачивая свое мастерство до совершенства.

Народная Артистка Украины, лауреат высшей в то время награды, Государственной премии СССР Зинаида Хрукалова двадцать пять лет возглавляла Днепропетровское отделение Украинского театрального общества.

Людмила Бондаренко

Об этой яркой личности мне писать легко, потому что я знала ее в течение нескольких лет, приглашала на телепередачи и общалась с актрисой.

Первое, что поражало в ней - это голос, его диапазон и сила! Сильное сопрано широкого диапазона. Она пела всегда. Когда коллектив выезжал на спектакли по селам, Людмила Бондаренко любила петь прямо в автобусе. Она никогда не кутала шею и не берегла горло. Голос ее всегда лился свободно и легко, как звонкий ручеек, в котором никогда не заканчивается вода.
 

Актриса имела непростой характер, могла приструнить кого угодно, несмотря на должности и звания. Некоторые ее даже побаивались. Но зла она никогда не помнила, камня под сердцем не носила, была прямая и открытая.

Л. Бондаренко родом из Харьковщины, там же закончила музыкальное училище. В наш город приехала в 1951 году и до конца своей жизни работала в Днепропетровском украинском музыкально-драматическом театре им. Шевченко. Очень любила украинскую классику. «Майская ночь», «Сватовство на Гончаровке», «Сорочинская ярмарка» - в этих спектаклях актриса раскрыла свой талант в полную силу.

 

Народная артистка Украины Людмила Бондаренко - это целая эпоха в театральном искусстве нашего города.

Марат Стороженко

Марат Стороженко приехал в наш город в 1966 году. До этого окончил Харьковский институт искусств и недолго работал в Кировограде. Ему повезло встретить “своего” режиссера, который разглядел в молодом статном актере еще не раскрытый талант. Это был известный театральный деятель Илья Кобринский, народный артист Украины, лауреат Государственной премии СССР. Именно он поручил актеру сразу главную роль в спектакле «Перебежчик» по пьесе А. и П. Тур.

И как это иногда бывает с талантливыми людьми, после премьеры на утро актер проснулся знаменитым!

Этапной в творчестве Стороженко стала роль царя Креонта в спектакле Г. Кононенко «Антигона» по трагедии Софокла.

Ему одинаково удавались и классика, и современность. Талант имел многогранный. Сыгранных ролей хватило бы не на одну актерскую судьбу. Я помню минуты актерского триумфа, когда в конце спектакля при выходе Марата Стороженко на поклон весь зал поднялся и стоя аплодировал талантливому актеру.

Народный артист Украины Марат Стороженко, в его честь учреждена театральная премия.

Владимир Шевченко

Народный артист Украины Владимир Шевченко прожил недолгую жизнь. Приехал он в наш город в 1962 году, после окончания Киевского института театрального искусства имени Карпенко-Карого.

 

Он был гармоничен в лирических образах и драматических, в комедия и трагедии.

 Я имела возможность смотреть представления из-за кулис и то мгновенное перевоплощение актера, когда он в шутку что-то говорил перед самым выходом на сцену, а потом с первым шагом на публику становился совсем другим человеком, меня всегда поражало. 

Я плакала, сидя в зале, вместе со зрителями на спектакле «Пять бриллиантов Тевье-молочника» по пьесе Шолом-Алейхема, в которой Шевченко играл главную роль.

Владимир Шевченко был бесспорным талантом.

Его роли вошли в перечень лучших творческих достижений шевченковцев в восьмидесятые годы.

Андрей Белгородский

Народный артист Украины Андрей Белгородский прослужил на сцене Днепропетровского украинского музыкально-драматического театра им. Шевченко сорок пять лет, начиная с 1936 года. Его актерская деятельность насчитывает около трехсот ролей, и около ста спектаклей он поставил как режиссер.

Его внешность больше подходила для комедийных ролей и он был действительно неповторим в этом амплуа. Но актеру была под силу сложная драматургия и невысокий рост, полноватая фигура совсем не мешали играть сложные драматические роли в спектаклях «Овод», «Пока солнце взойдет, роса глаза выест», «Оптимистическая трагедия».

В жизни он был человеком ответственным, все время хлопотал за кого-то, кому-то помогал. Но любил и пошутить. У него не было врагов. Его любила и уважала вся театральная труппа.

Плеяду талантливых актеров продолжили молодые. Театру есть и сегодня кем гордиться. Но именно эти легендарные имена вписаны в его историю прошлого века.

Comments