Днепровские эмальеры

Емальерство называют вечным искусством. Возможно потому, что закаляется оно высокотемпературным обжигом, наносится на металлические и керамические предметы для украшения и чтобы сохранить их от кислотных и щелочных повреждений. Изделия из эмали практически не подвластны разрушению. Они выносливы к различным температурным, атмосферным воздействиям. Поэтому вечные, пишет dnepr-trend.in.ua.

История

 

Горячая художественная эмаль имеет свою богатую историю. Эта древняя техника декоративно - прикладного искусства была известна еще в древнем Египте.

 

 Ее использовали для отделки ювелирных украшений. Позже техника горячей эмали развивалась в Древней Греции.

В V веке нашей эры в период Римской империи художественное емальерство была на высоком уровне.В этот период в Византии родилась перегородчатая эмаль, когда в углубление на металле вкладывали нарезанные из тонкого золота полоски и по контуру украшали элементами декора.

Богатую и давнюю историю художественной эмали имеет Франция.

Емальерство на территории Украины.

На территории Украины это декоративно-прикладное искусство основано в середине I тысячелетия до нашей эры, в период расцвета скифской культуры. Художественная эмаль была уже тогда на высоком уровне. Ее использовали для выразительности орнаментов.

 

Следующий всплеск этой техники датируется периодом ранних славянских племен на территории Поднепровья, II-V века нашей эры. Контакты с балтийскими племенами, искусство Римской империи имели большое влияние на формирование киевской культуры. Раннеславянские эмали напоминают римские по технике исполнения. Распространенными были украшения в виде браслетов, колец, бус. Общий признак изделий этого периода - изящная ажурность.

Далее, в период упадка Римской империи, откуда привозили сырье для эмали, этот вид искусства тоже пришел в упадок по всей Европе.

В Х веке в Киевскую Русь завозятся византийские эмали, а со временем появляются и свои мастера. Этот вид украшений был доступен только для князей и бояр, украшения были дорогими и эксклюзивными. Древнерусская эмаль отличалась яркостью и выразительностью.

 

В период ХIII-XV веков вновь отмечается спад в развитии художественной эмали. После монголо-татарского нашествия была прервана преемственность мастерства емальерства. А уже в XVI веке емальерная техника снова возрождается и особое распространение приобретает техника расписной эмали. Большое влияние на развитие расписной эмали имели станковая и монументальная живопись и графика. Поэтому особого расцвета художественная эмаль этого периода достигла в городах с сильными художественными традициями. В Киеве на территории Киево-Печерской Лавры работала мастерская художественной эмали (в тот период она называлась финифтяной).

С XVIII века зарождается художественный стиль рококо. Не обошел он и емальерство. В украшениях появляются растительные узоры, различные фантастические формы. Это влияние снижает художественную ценность изделий стиля украинского барокко, который был присущ к тому времени и емальерству.

ХIХ - ХХ века ознаменовались развитием традиционной эмали как ювелирного искусства. Растет количество ювелирных мастерских и продукция становится массовой. В этот период в Киеве открылась фабрика «Золотых и бриллиантовых изделий» Иосифа Маршака. Сейчас это Киевский ювелирный завод, который продолжает традиции известного ювелира.

ХХ век внес новый вид художественной эмали - живописную эмаль. Две галицкие художницы - Елена Кульчицкая и Мария Дольницкая познакомились, находясь в Вене в эмиграции. Там и начали работать над живописной эмалью.

В советские времена драгоценности считались чрезмерной роскошью. Поэтому эмаль стали использовать в станковых произведениях. Более массово это развилось уже в девяностых годах и в начале XXI века.

 Вот такая волнообразная история развития этой древней техники декоративно-прикладного искусства.

Днепр - центр емальерства

В Украине не так много известных эмальеров, но сейчас заметно возросло внимание к этому виду декоративно-прикладного искусства со стороны художников.

Город Днепр шесть лет назад стал центром украинского емальерства. Этому способствовала деятельность частного Музея украинской живописи, который в то время был новым, недавно родившимся культурологическим проектом (открылся в 2013 году).

 

За короткое время это место стало своеобразной меккой для творческих людей и ценителей искусства. Основатель музея, днепровский бизнесмен и коллекционер Олег Наумов, ставил целью ознакомить зрителей с многогранной художественной школой региона.

 

 Но старт был насколько удачным, что деятельность музея расширялась и обогащалась новыми проектами и замыслами.

Так родился музей в музее - единственный в Украине Музей художественной эмали. И это событие закономерное для Днепра, так как основатель школы отечественного емальерства, Заслуженный художник Украины Александр Бородай родом из нашего города. Именно он на одной из музейных выставок предложил О.Наумову эту идею.

Александр Бородай
 

 

Родился художник в 1946 году в Днепропетровске. Учился в Днепропетровском художественном училище, которое окончил в 1966 году. Через два года становится студентом Киевского художественного института. Имел замечательных учителей по специальности - М. Боровского, М.Родзина, Т. Яблонскую.

Его талант оказался разносторонним - монументалист, эмальер, график. В 1975 году стал членом Национального Союза Художников Украины.В 2008 году ему присвоено звание Заслуженного художника Украины.

С 1972 по 1986 годы работал на Днепропетровском художественно-производственном комбинате. Далее переехал в Киев.

В днепропетровский период художником были созданы известные работы - рельефы в Днепропетровском театре оперы и балета (соавторство), и росписи в Днепропетровском музыкально - драматическом театре имени Шевченко.

 

Работы Александра Бородая экспонировались на многих международных, всесоюзных, украинских и персональных выставках.

Художник принимал участие в росписи Михайловского Златоверхого собора и Покровской церкви в Киеве. Его работы хранятся во многих музеях, в том числе и в Днепровском художественном музее.

Александр Бородай достиг высокого мастерства в технике художественной эмали и щедро делился своими знаниями с учениками. Его произведения - образцы современного, андеграундного искусства, содержащие в себе элементы живописи, графики, скульптуры. Александр Бородай первым в Украине применил художественную эмаль в архитектуре.

 

Художник всегда откликался на приглашения своих земляков и всегда участвовал в выставках музея украинской живописи. Одну из своих известных работ, инсталляцию «Колыбель для неродившегося ребенка», Александр Бородай подарил музею.

Она заняла центральное место в экспозиции при открытии Музея художественной эмали.

Коллекция

Созданию музея художественной эмали предшествовал сбор коллекции образцов емальерства из разных стран. Здесь были представлены искусства разных школ. Среди них китайская, французская и японская, которые наиболее привлекали внимание зрителей. И хотя экспонатов было немного, но это уже давало представление о том, какие есть виды эмали и об этом декоративно-прикладном искусстве.

 

Коллекция музея быстро пополнялась и за короткое время экспозиция уже занимала два этажа и имела наибольшее количество посетителей.

Фестивали, симпозиумы, мастер-классы

Прямо в помещении музея оборудовали мастерскую, поставили современные печи. Руководителем мастерской стал известный днепровский монументалист и дизайнер Станислав Юшков.

 

Международный фестиваль искусства художественной эмали приурочили к открытию музея. В то время было собрано более 300 экспонатов авторства разных художников зарубежья и Украины.

 А позже в традицию вошли симпозиумы мастеров - эмальеров.

 

За несколько лет город стал центром развития художественной эмали в Украине. На симпозиумы приезжали известные эмальеры из Киева, Запорожья, Ужгорода, Луцка, Одессы и других регионов, а затем и из-за рубежа.

Мастера печатали линогравюры, обжигали медные пластины с рисунком, создавали украшения. Эти работы пополняли коллекцию музея.Сложная техника рисования горячей эмалью притягивала многих художников, или просто желающих попробовать свои возможности. Поэтому в музее стали регулярно проводить мастер-классы.

Днепровская школа эмальерства

Заинтересованность живописцев, графиков, ювелиров и даже монументалистов техникой художественной эмали можно объяснить желанием расширить свои возможности в реализации творческих замыслов.

Сегодня можно говорить о днепровской школе эмальерства, потому что  основали ее наши земляки, художники Александр Бородай и Вячеслав Данилов.

 

Станислав Юшков был учеником А. Бородая, а у С.Юшкова учился известный днепровский художник Вячеслав Апет.

Горячая техника с горячим сердцем

Именно В. Апет стал первым учеником в только что созданной эмальерской мастерской. Несмотря на то, что он уже был известным, сформированным художником со своей ярко выраженной индивидуальностью, мастер берется за освоение техники эмали с нуля. 

 

Он вспоминает, что это был интересный период вспышки емальерства не только со стороны художников, а и со стороны зрителей, посетителей Музея украинской живописи. Это очень древняя техника, она достаточно сложная, но и довольно оригинальная и вне времени, поэтому ему было интересно попробовать. И чем сложнее оказывался процесс, тем интереснее было его осваивать. Художник в совершенстве изучал теорию, и все, что касалось его нового увлечения. Рассказывает о процессе создания просто и понятно. Эмаль - это стекло, которое закаливается на металле. Основа - медь, сталь или серебро. Стекло перетирается в порошок, а цвет придают окислы металлов. Этот порошок увлажняется, наносится на металл шпателем, постепенно подсушивается и кладется в печь на несколько минут, в зависимости от того, какая основа. Есть легкоплавкие и тугоплавкие эмали. Для легкоплавкой хватает полторы минуты в печи. Температура составляет от 650 ° С до 820 ° С.

 

Различают три вида эмалей : глухие, или непрозрачные эмали, прорезные и прозрачные.

Технология опасна для здоровья, поэтому надо соблюдать технику безопасности: защищать глаза, лицо.

 При работе с сухой эмалью работать необходимо в респираторах, чтобы пыль не попадала в легкие.

Сочетание творчества и технологии

Художник Вячеслав Апет привнес эмальерство свои особенности, как живописец. Это декоративная техника, а он добавил в нее именно живописные элементы. Ему интересно было повторить свои живописные сюжеты в эмали. Сейчас временно емальерством не занимается. После обучения несколько раз по приглашению участвовал в симпозиумах уже как художник - эмальер.

 В Киев в  Национальном музее украинского декоративногосексства в 2018 году пройшла виставка художественной емали и живописи В.Апета под названием ”Вспышки”.

 

Художник планирует закупить оборудование, печь и оформить рабочее место в своей мастерской. Но все, что касается искусства эмали, имеет высокие цены. Поэтому пока это в мечтах.

Если сравнивать покупательную заинтересованность работ по художественной эмали и живописных полотен, то доминирует все же живопись. На вопрос, видит ли он перспективы дальнейшего развития емальерства в Днепре, отвечает оптимистично - перспективы всегда есть. Наши днепровские эмальеры внесли именно живописность в эту технику. И это, пожалуй, отличает так называемую днепровскую школу эмалей.

 

А еще Вячеслав Апет уверен, что в работе с эмалью всегда есть соавтор - это печь. С ней надо договариваться. Потому что если ты заложил готовый рисунок, то что-то обязательно получится. Но это может быть совсем не то, что было заложено в твоем творческом замысле. Печь иногда диктует свои правила, и приходится по несколько раз переделывать, чтобы получить задуманное.

Пауза

Этот активный период днепровского емальерства начал затихать с переездом в столицу вместе с художественным проектом Олега Наумова. Осложнил ситуацию и коронавирус. Поэтому сегодня об емальерстве в Днепре несколько подзабыли. Хотя мастерская работает и принадлежит она теперь к школе современного изобразительного искусства и дизайна имени Вадима Сидура.

Горячая эмаль - техника сложная и капризная. Может поэтому количество желающих овладеть ею незначительно и специалисты по всей Украине перечисляются десятками. Александр Бородай мечтал создать союз, объединить мастеров эмали. Пока не сбылось. Но он сделал главное - возродил прерванную традицию емальерства в Украине, оставил талантливых учеников и всячески способствовал популяризации этой старинной техники. В Украине нет образовательных учреждений, где бы учили искусства эмали, поэтому преемственность в передаче мастерства имеет большое значение. Хочется верить, что наш город, который  в свое время стал центром своеобразного эмальерного бума, не потеряет признанные позиции, и прекрасное искусство художественной эмали будет развиваться и дальше.

Comments