История композитора Буевского Бориса Николаевича, родом из Днепропетровской области

Борис Николаевича Буевский родился 7 июня 1935 на Днепропетровщине, за 4 года до начала Второй Мировой войны. Он – будущий украинский композитор, автор известных симфоний и балетов, музыкального сопровождения для кинографии и песен для эстрады. Его творчество – это путь к украинской духовности, героизму, силе трагических коллизий, сочетающихся широтой эпоса и романтизмом художественного выражения. Дальше на dnepr-trend.in.ua.

Родился Борис Николаевич в семье польской шляхты, проживавших на месте Приднепровья еще во время казацко-крестьянского восстания под руководством Северина Наливайко. Семья Буевских происходит от известного казака придонья Омелька Пугачева. Папа Буевский – земледелец, едва переживший события геноцида украинского народа «Голодомора» 1932-33 годов, накануне этого выехав в Ростов-на-Дону и устроившись на работу. Работая на заводе «Ростсельмаш», отец Буевский получал заветную зарплату и встретился со своей будущей женой Доминикой. Уже через год он стал мастером цеха, а после Второй мировой войны праздновал победу, обнимая чин майора.

фото: dnipro.libr.dp.ua

Борис Буевский – будущий украинский творец-шестидесятник. Своей творческой карьерой и активным участием в общественной деятельности пытался возродить национальное сознание, выступал за защиту украинского языка, культуры и свободы художественного творчества. Своим творчеством открыто говорил о реальных проблемах жизни народа – болезненной правде, которую умалчивал сталинский режим в советские времена. Своими произведениями талантливый композитор Борис Николаевич Буевский распространял богатое разнообразие, которое, к сожалению, почти не было известно украинскому обществу.

Тяжелые годы войны маленький Борис проводил вместе с матерью вне Украины, в Ростове-на-Дону, где он методом экстернатного обучения получал образование программы первого класса. Судьба сложилась так, что семья вернулась на Днепропетровщину. Именно в Днепропетровской области Борис Николаевич начал свой музыкальный путь. На этом пути у юного Бориса заиграла настоящая заинтересованность — образовательная программа, рассчитанная на четыре года активного обучения в музыкальной школе, была приобретена талантливым мальчиком всего за один год. Однако жизненные обстоятельства заставляют родительницу с сыном переезжать к близким, жившим в Грузии. Здесь он продолжал свой музыкальный путь, а по советам своих друзей парень попал в школу военных музыкантов, которая готовила учеников к духовым оркестрам своего направления.

Становление Бориса Николаевича Буевского как композитора

Становление и утверждение Бориса Буевского как композитора происходило именно в Киеве. Работая редактором в издательстве «Музыкальная Украина», началось его песенное творчество, в которое вошли его органические сочетания текста, музыки и исполнения. Самым большим принципом в творчестве Бориса Николаевича было сочетание всех трех составляющих музыки. Именно это сделало произведения Буевского известными до такой степени, что популярные певцы их исполняли, а композиторские песни полюбила вся Украина. Его усилия были оценены так, что в 1961 году он был принят в Союз композиторов Украины.

фото: dnipro.libr.dp.ua

Его песни стали известны среди выдающихся людей Украины

Произведения композитора исполнялись выдающимися певцами страны – Константином Огневым, Анатолием Мокренко, Ларисой Остапенко, Дианой Петриненко, Валентином Куприным и другими. Прилагали свои усилия и солисты, такие как Бэла Руденко и Юрий Гуляев. Однако особую часть исполнений составлял Николай Кондратюк, своим мощным и красивым баритоном зазвучавший с произведениями Буевского.

Творческий путь насчитывает более 100 песен

За все свое музыкальное творчество композитор сочинил более 100 песен, самыми известными из которых стали такие, как: «Две тропинки», «Течет река звонкая», «Засветились дали, росами умытые», «Синяя ночь за Днепром», «Над землей клокот – наверху аисты”, “На долине туман”, ставшие любимыми песнями поклонников не только из нашей страны. Творец пробовал себя в различных экспериментах и ​​создавал шедевры на заказ — например, когда Бэла Руденко обращалась к Борису Николаевичу написать песню с элементами лирики для эстрады, тогда вышла работа: «И капли упасть я не дам на тебя», которая привлекла внимание молодежи Украины. Какие-то произведения создавались, когда Буевский связывал их фольклорными национальными традициями, а другие могли напоминать оперные монологи.

фото: dnipro.libr.dp.ua

Переломный период в карьере композитора

В 1975 году произошел переломный момент в творчестве композитора: когда Борис Николаевич отступает от жанра песен, начинается период авторских симфоний. Для него начинается духовный взлет – основной особенностью его симфонических произведений становится вечная тема противостояния добра и зла в мире. Идеей создания его композиций не основывались идеологическими устоями — в них поднимались проблемы на основе украинского мелоса.

Сохранение песен Бориса Буевского

Благодаря искусным действиям Романа Стецюка, бывшего главного редактора музыкальных программ «Украинского радио», творчество Буевского сохранено до настоящего времени и хранится в музыкальной библиотеке украинского искусства, это девять симфоний, которые уже были исполнены, а также его концерты, в частности — для скрипки с оркестром, альта с оркестром, оркестра украинских народных инструментов. Также сохранились до сегодняшних дней и его две сюиты для Симфонического оркестра, романсы для меццо-сопрано с Симфоническим оркестром, звучавший на стихотворении поэта Поля Верлена.

На этом его фонотека не заканчивается — она ​​еще включает в себя сюиту для скрипки с фортепиано в четыре руки, посвященной М. Лукашевого и десяток песен лирического жанра, звучавших на стихах украинских писателей. Доработками композитора являются и оратория «Путешествия сердца», которая звучала на стихи Лины Костенко и Тамары Коломиец, балет репертуара Одесского театра «Песня синего моря», пара романсов со словами Уильяма Шекспира, симфоническая сюита и увертюра. Премьерный спектакль балета «Устим Кармелюк» был отменен уже после генеральной репетиции выступления, произведение которого является уникальным и единственным экземпляром этого жанра в музыкальном искусстве.

фото: dnipro.libr.dp.ua

Не менее известны были его концерты для украинского фольклорного оркестра, состоящего из трех частей и посвященный легендарному национальному герою XIX века Устиму Кармелюку. Первая часть – интонации народных песен казацкого периода. Вторая часть – «песня-мечта», в небе которой царила искренняя любовь. Третья часть — историческая панорама Карпат, изобилующих разными авантюрами. Это произведение составлялось и преподносилось как фестиваль украинских инструментов, их невероятных возможностей в техническом плане и эмоциональной силой хорового пения, с которой это демонстрировались.

Борис Николаевич Буевский не менялся – он позволил себе роскошь, плыть «против течения» и не подчиняться властям, которые тогда были выше всего государства. Взгляды на жизнь не могли не сказаться на состоянии здоровья композитора — он потерял зрение и уже стал инвалидом первой группы на родине при отсутствии зрения, однако Венская университетская клиника и ее персонал смогли операцией вернуть ему зрение, поэтому Буевский возвращался в Киев уже зрячим, однако его принцип жизни не изменился — он лишь желал, чтобы его произведения исполняли еще при его жизни, поэтому он уехал на постоянное проживание в Европу — Бельгию.

Comments

.,.,.,.